Электронная подписка

Башкортостан: финансовое столетие

О финансовой политике, о руководстве и контроле в области организации финансов в Башкирии заговорили в полный голос лишь после двух революций начала ХХ века. Февральская дала ощущение свободы и сразу пошли собрания, съезды, курултаи — издающие резолюции, которые сейчас читаются, как стихи: столько в них было романтики, столько веры в скорое счастье для всего человечества.

Но создание полноценного госаппарата стало возможным лишь после октябрьских событий в Петербурге, Москве, Оренбурге, Уфе... Уже 2 ноября 1917 года новое российское правительство объявило в «Декларации прав народов России» о равенстве и суверенитете всех наций.

После чего образованное весной 1917 года Башкирское областное шуро опубликовало первый приказ — знаменитый фарман № 1 от 11 ноября 1917 года «Всему башкирскому народу, башкирским районным и уездным советам» за подписями всех членов Совета. Показателен порядок расположения этих подписей, отражающий приоритет направлений политики областного шуро — сразу за председателем Шарифом Манатовым и его заместителем расписывается заведующий финансовым отделом. Первым завфинделами первого башкирского правительства стал Фатих Ахметшахович Давлетшин.

Во время Гражданской войны территория Башкирии состояла из двух частей — Малой Башкирии, управляемой Временным военно-революционным комитетом, и Уфимской губернии под руководством губернского революционного комитета. Оба комитета напрямую подчинялись центральной советской власти в Москве: Уфимский губревком — с 25 октября 1917 года, Башревком — с 18 февраля 1919 года. В этот день было обнародовано постановление Революционного правительства Башкирии о разрыве отношений с Дутовым и Колчаком и переходе национальной республики на сторону Советов.

Столица Малой Башкирии тогда располагалась в селе Темясово Баймакской волости. Там 21 февраля на съезде представителей полков, вставших на сторону Красной армии, было образован новый Военно-революционный комитет Башкортостана под председательством Харриса Юмагуловича Юмагулова.

23 февраля этот Ревком образовал пятнадцать комиссариатов, в том числе и комиссариат финансов. Этот день и считается датой создания современной финансовой системы Республики Башкортостан.

Первым наркомом финансов молодой республики стал Гумер Галимович Куватов, который одновременно возглавил и наркомат здравоохранения. На этом посту он прослужил всего два месяца, в мае его сменил незаурядный хозяйственный и политический деятель Яхъя Шарапович Салихов. Яхъе Шараповичу досталась вся тяжесть работы по формированию национальных финансовых органов, а Куватов получил возможность отдавать все силы строительству системы здравоохранения. Всё лето башкирское правительство из-за бушующей на территории Башкирии Гражданской войны переезжало с места на место: в Самару, потом в Саранск. 19–20 августа 1919 года Башвоенревком со всеми учреждениями на три года переехал в Стерлитамак.

Правительство второй части Башкирии — Уфимской губернии тоже постоянно находилось в движении: летом 1918 года было вынуждено покинуть столицу из-за наступления белых, с 31 января по 14 марта 1919 года находилось в Уфе, потом эвакуировалось во время наступления колчаковских войск, и лишь 13 июня 1919 года губернский ревком окончательно вернулся в Уфу.

Губернские финансовые органы — тогда это была финансовая коллегия Уфимского губревкома — ещё 4 декабря 1917 года возглавил Фёдор Петрович Большаков. После Февральской революции в подчинении у Фёдора Петровича Большакова были финотделы Уфимского, Стерлитамакского, Белебеевского, Бирского, Златоустовского и Мензелинского уездов. И, судя по тому, как грамотно было поставлено финансовое дело в ту чрезвычайно непростую эпоху, со своими обязанностями он справлялся отлично.

17 марта 1918 года уфимский губревком был переименован в Уфимский губернский совет народных комиссаров — губсовнарком, но финансовый отдел остался в ведении Большакова.

А наркомат финансов Башревкома в Стерлитамаке в сентябре 1919 года возглавил Абдулла Мирхайдарович Курпячев.

19 мая 1920 года было издано совместное Постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров РСФСР «О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики», где специально оговаривалось, что отныне наркомат финансов, вместе с наркоматами продовольствия и труда, с военным ведомством, с Рабоче-крестьянской инспекцией, Совнархозом и с Управлением почт и телеграфов, для сохранения единства финансовой, хозяйственной и военной политики подчиняется непосредственно центру.

5 июля 1920 года Башнаркомфином республики стал Иван Карлович Озоль. С 19 мая по 18 июля 1922 года народным комиссариатом финансов руководил Алексей Егорович Сулимов. При нём, в 1922 году, произошло слияние финотдела бывшей Уфимской губернии и Наркомата финансов Малой Башкирии, и за своё недолгое пребывание в должности башнаркомфина он организовал переезд Башнаркомфина из Стерлитамака в Уфу.

14 июня 1922 года декретом ВЦИК «О расширении границ Автономной Башкирской Социалистической Советской Республики», Уфимская губерния была упразднена,произошло её слияние с Башкирской Республикой. Уфа стала столицей автономной республики, К этому времени вся власть в БАССР была окончательно централизована, подчинена Москве, и республиканская финансовая система закономерно стала частью финансового кругооборота страны.

6–7 июля 1922 года в Уфе состоялся объединённый пленум Башкирского обкома и Уфимского губернского революционного комитета. Обсуждалась непростая процедура слияния структур двух правительств. На тот момент финансовый отдел губревкома возглавлял опытный финансист Александр Захарович Бойков. Он руководил финотделом ещё с июня 1919 года, когда из Уфы ушли колчаковцы.

С января по ноябрь 1923 года народным комиссариатом финансов Башкирии руководил большевик со стажем Прокопий Тимофеевич Зубарев. В самый расцвет нэпа — с 15 ноября 1923 года до начала 1925-го — наркомом финансов АБССР был Андрей Ильич Беляев. Его сменил Сергей Дмитриевич Шалимов, возглавлявший комиссариат с января 1925 года по май 1927-го.

27 марта 1925 года на V Всебашкирском съезде Советов была утверждена Конституция Башкирской АССР, которая окончательно определяла правовое положение Башкирии как автономной республики. В её тексте подчёркивалась необходимость единства хозяйственной и финансовой политики автономной Башкирии, РСФСР и СССР. Наркомату финансов АБССР предписывалось осуществлять директивы Наркомата финансов РСФСР, подчиняясь одновременно Башкирскому Центральному исполнительному комитету и Совнаркому АБССР.

В мае 1927 года наркомом финансов республики был назначен Григорий Венедиктович Григорьев.

К 1929 году в Башкирии произошли изменения в кадровой политике. В связи с установкой правительства на приближение государственного аппарата к массам, в особенности к коренному населению, всем сотрудникам Наркомфина предписывалось изучать башкирский язык. И 30 августа 1929 года русского Григория Венедиктовича на посту наркома финансов закономерно сменил башкир Ахмет Мухтарович Асхадуллин, не менее компетентный руководитель и финансист.

После принятия первого пятилетнего плана, уверенного разворота государственной машины в сторону плановой экономики в СССР был осуществлен комплекс реформ, направленных на создание эффективного механизма централизованного планового регулирования всех систем народного хозяйства, но в первую очередь — на централизацию денежных ресурсов.

25 февраля 1931 года после перехода Ахмета Мухтаровича Асхадуллина в наркомат земледелия народным комиссаром финансов был назначен Юсуф Сатретдинович Юмакаев. Аппаратчик со стажем, опытный управленец, коммунист, бывший чекист и военный разведчик, Юсуф Сатретдинович имел опосредованное отношение к финансовому делу, тем не менее именно под его руководством прошли основные мероприятия налоговой и кредитной реформ в республике, была организована система сберегательных касс, обеспечившая, помимо всего прочего, реализацию государственных займов.

19 апреля 1935 года наркомом финансов богатой, активно наращивающей хозяйственную мощь республики стал Шайхитдин Фахретдинович Хисамутдинов. 21 апреля 1936 года бюро Башкирского обкома партии рекомендовало Шайхитдина Фахретдиновича в состав Совета Наркомата финансов СССР. Но 4 декабря 1937 года он был снят со всех постов, исключён из партии, 11 декабря арестован и предан суду.

Перед войной: Народный комиссар финансов Советского Союза чётко определил, какие задачи возлагаются на органы Наркомфина: «Прежде всего необходимо обеспечить бесперебойное финансирование народного хозяйства по государственному бюджету. Нужно собрать предназначенные на это дело громадные средства и направить их по надлежащему руслу. Но этого мало. Наркомфин — не кассир, заинтересованный лишь в том, чтобы деньги были выданы с соблюдением надлежащих формальностей. Финансовая система обязана заботиться о том, чтобы каждый рубль государственных средств был затрачен с максимальной пользой для социалистического хозяйства, чтобы средства расходовались эффективно и действительно расширяли и укрепляли ту материальную народнохозяйственную базу, на которой строится наш громадный бюджет. Поэтому вторая и не менее важная задача органов Наркомфина — осуществить строжайший контроль за расходование средств, отпущенных по бюджету».

В военные годы наркомом финансов был назначенный на этот пост 19 декабря 1937 года Хабибулла Галиуллич Ремеев. На народный комиссариат финансов БАССР легла огромная нагрузка. Резкое увеличение количества промышленных предприятий потребовало огромных бюджетных средств не только за счет централизованных источников госбюджета, но и за счет бюджетов республики. Почти половина общей суммы расходов республиканского бюджета — 85 миллионов рублей из 192 миллионов за годы Великой Отечественной войны были направлены на развитие промышленности.

В войну были нарушены хозяйственные связи и денежные отношения между предприятиями и организациями. В первые месяцы войны, в связи с резким падением доходов населения, сильно выросла задолженность покупателей за товары и услуги. Предприятия, эвакуируемые в восточные регионы страны, хотя и не отказывались от выполнения своих долговых обязательств, но могли начать производить платежи только после возобновления своей хозяйственной деятельности на новом месте.

Основные усилия пришлось мобилизовать на создание условий для бесперебойных денежных расчетов в оборонной промышленности. С учётом значительной производственной кооперации как внутри отдельных отраслей, так и между отраслями оборонной промышленности было принято решение широко применять клиринговую форму расчётов — на основе зачета взаимных требований. Также деятельность наркомата финансов в годы Великой Отечественной войны была направлена на сохранение устойчивости денежно-кредитной системы.

В военные годы Башкирский наркомат финансов и подведомственные учреждения, помимо привычных обязанностей, производили срочные расчёты с бойцами Красной армии, обеспечивали пополнение касс воинских частей, снабжали денежными средствами эвакуированные предприятия, формировали оборонные кассы, проводили обязательную подписку на военные займы, переводили добровольные денежные взносы граждан в Фонд обороны — специальный фонд Красной армии, куда ежемесячно добровольно вносились деньги в размере однодневного заработка. Передавались на нужды фронта облигации сберегательных займов, драгоценности. Также существенным финансовым ресурсом в годы войны явились вклады населения в сберегательные кассы, причем доверие у населения к государству было настолько велико, что приток вкладов не уменьшался.

Всего в разнообразные фонды жителями республики было собрано 254 932,3 тысячи рублей. За годы войны среди трудящихся Башкирии были размещены облигации Государственных займов на 1 334 миллиона — это в 2,5 раза больше суммы, привлечённой за все предвоенные годы.

В республике, как и повсюду, проводилась широкая пропаганда добровольного сбора денежных средств сначала в Фонд обороны страны, а затем на постройку самолетов и танков.

25 марта 1946 года, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета Бaшкиpcкой АССР Народный Комиссариат финансов БАССР был преобразован в Министерство финансов БАССР.

После войны, в 1947–1950 годах, в СССР наблюдались самые высокие темпы экономического роста. Подобный подъём страна переживала только в 1923–1927-х. Башкирия не отставала: страна все сильнее нуждалась в продуктах нефтехимии и нефтепереработки, поэтому в БАССР стремительно росли заводы-гиганты. Активно развивались предприятия топливной промышленности, металлургии, машиностроения, химической промышленности... Всем отраслям промышленности требовалось грамотное и своевременное финансовое обеспечение.

Финансовая система укреплялась. С 1945 по 1967 годы бюджет республики вырос почти в семь раз. Во многом это стало заслугой Самата Фаттаховича Валиева, который был министром финансов с 1948 по 1971 год. Под его руководством проходили также мероприятия по реализации в республике денежной реформы 1961 года.

С 1971 по 1988 год министерство финансов Башкирской АССР возглавлялШариф Сулейманович Сулейманов. В 1988-1990 — Лябип Сахиуллинович Калимуллин. В это время началась подготовка к коренным изменениям в бюджетном законодательстве, во взаимоотношениях бюджетной системы республики с федеральным и союзным бюджетами. В этот же период начата подготовка расчетов о финансовых ресурсах Республики Башкортостан и возможности внедрения в республике самофинансирования.

В апреле 1990 года из состава Министерства финансов республики выделился отдел государственных доходов, на базе которого образовалась Государственная налоговая инспекция Российской Федерации по БАССР. Ее возглавил Л.С.Калимуллин, а министром финансов стал Марат Касымович Насыбуллин. В период его работы был принят Закон о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Башкортостан, был разработан проект сводного финансового баланса по территории республики и возможность перехода республики на хозяйственный расчет.

Провозглашение в 1990 году суверенитета Башкортостана коренным образом изменило принципы формирования бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов. 3 августа 1994 года между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан был подписан договор «0 разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан», который потребовал совершенствования принципов и подходов формирования собственной бюджетной системы для свободного маневрирования финансовыми ресурсами. Непосредственное участие в подготовке и подписании договора принимал Юлай Валетдинович Кинзябулатов, который занимал должность министра финансов в 1992-1994 годах.

В середине 1990-х годов бюджетная система Башкортостана, представляющая собой совокупность республиканского бюджета и бюджетов административно-территориальных образований, радикально поменялась. Изменение структуры собственности существенно расширило сферу финансирования отраслей и объектов республиканской и федеральной собственности. Если раньше из бюджета республики финансировалось семь процентов собственности, то теперь на финансирование принята почти вся собственность с базовыми отраслями народного хозяйства.

Значительный вклад в становление государственной финансовой системы суверенной республики, разработку бездефицитного бюджета, формирование системы межбюджетных взаимоотношений с Российской Федерацией, совершенствование взаимоотношений республиканского бюджета с бюджетами районов и городов Республики Башкортостан, становление рынка ценных бумаг, развитии финансовых отношений с другими cтpанами внес Фоат Галяутдинович Хантимеров.

На посту министра финансов республики он работал с 1994 по 2002 годы. За это время произошли структурные изменения в бюджете республики, отражающие новые функциональные, экономические и иные аспекты развития республики. При непосредственном участии Ф.Г.Хантимерова образовано Управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республики Башкортостан, создана автоматизированная информационная система, охватывающая местные финансовые органы и главных распорядителей кредитов (бюджетополучателей), создана локальная вычислительная сеть, подключенная к глобальной сети Интернет.

Перераспределение доходных источников в 2000 году дало серьезный импульс для формирования стройной системы укрепления доходного потенциала республики, мобилизации платежей в бюджет, реформирования государственных финансов. В эти годы был организован мониторинг налоговых и неналоговых поступлений с территории республики в бюджеты всех уровней. По объему отчислений Башкортостан уверенно занимает ведущие позиции среди субъектов-доноров бюджетной системы Российской Федерации.

Дальнейшая работа по увеличению доходного потенциала республики, автоматизации процессов, связанных с вопросами исполнения бюджета, продолжилась под руководством Айрата Рафиковича Гаскарова, который возглавлял Минфин с 2002 по 2010 годы.

В этот период была сформирована система управления государственным долгом Республики Башкортостан, осуществлена первая эмиссия государственных ценных бумаг республики, проделана большая работа по привлечению в регион инвестиций, становлению экономики на путь инновационного развития. В условиях постоянного обновления федерального налогового и бюджетного законодательства, что требовало своевременного принятия соответствующих новаций и на региональном уровне, только большая аналитическая работа, труд высококлассных специалистов позволили сформировать в республике стройную законодательную базу для роста доходов.

Достойной преемницей А.Р.Гаскарова стала его первый заместитель Рузалия Сафиулловна Хисматуллина, которая была министром финансов Башкортостана в 2010-2013 годах. В эти годы в Министерстве финансов РБ произошли серьезные структурные изменения. В 2010-м при Минфине было создано Управление казначейства, которое в 2011 году стало структурным подразделением министерства. С 1 января 2012 года территориальные финансовые управления Министерства финансов РБ вышли из состава Минфина и были преобразованы в финансовые управления администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан с правами юридического лица. В этом же году Министерство финансов РБ было наделено функциями контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и нужд бюджетных учреждений Республики Башкортостан. В связи с расширением полномочий в структуре Министерства было создано Контрольно-ревизионное управление.

Работа по увеличению доходного потенциала республики получила свое дальнейшее развитие и совершенствование в виде организации системного мониторинга расчетов с бюджетом крупнейших налогоплательщиков, проведения рабочих встреч, активизации работы коллегиальных органов по мобилизации доходов в бюджет.

Под руководством Р.С.Хисматуллиной реализовывалась программа повышения эффективности бюджетных расходов (развития результативного бюджетирования) в Республике Башкортостан до 2012 года, разработана и принята долгосрочная целевая программа «Управление государственными финансами и государственным долгом Республики Башкортостан на 2013–2018 годы», своевременно и качественно был сформирован первый для республики трехлетний бюджет — на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. По итогам 2012 и 2013 годов Башкортостан получил высшую оценку Министерства финансов Российской Федерации за качество управления региональными финансами.

Главный финансовый документ республики на 2014-2016 годы стал первым «программным» бюджетом. Депутатам Государственного Собрания — Курултая РБ его представляла министр финансов Рида Тагировна Субханкулова, которая возглавила Минфин РБ в октябре 2013 года. В непростое время глобальной экономической нестабильности республике удается оставаться на ведущих позициях среди остальных российских регионов. Так, в октябре 2014 года на фоне общего снижения оценок кредитоспособности международные рейтинговые агентства Moody’s Investors Service и Standard & Poor’s подтвердили кредитный рейтинг Башкортостана на уровне «Baa3» и «ВВВ-», соответственно. По данному показателю республика занимает лидирующие строчки диапазона рейтингов российских регионов, уступая лишь Москве и Санкт-Петербургу. На одной строчке с Башкортостаном находятся только Ханты-Мансийский автономный округ и Татарстан.

Под руководством Р.Т.Субханкуловой на фондовой бирже успешно размещаются государственные облигации Республики Башкортостан, своевременно и в полном объеме выполняются требования изданных в 2012 году указов Президента России В.В.Путина в сфере социально-экономической политики. В соответствии с курсом руководства страны и республики на повышение открытости управления государственными финансами при Минфине РБ создан Общественный совет, впервые проведен конкурс проектов «Бюджет для граждан».

Основное внимание при формировании и исполнении бюджета на данном этапе уделяется вопросам создания условий для получения бОльших результатов в условиях существующих бюджетных ограничений путем рационального использования имеющихся ресурсов и их концентрации на приоритетных направлениях. Главными задачами бюджетной политики определены обеспечение сбалансированности бюджета, поиск новых доходных источников, оптимизация бюджетных расходов с определением наиболее приоритетных и сокращением неэффективных.

Сегодня Министерство финансов Республики Башкортостан возглавляет Лира Закуановна Игтисамова — опытный руководитель и финансист, обладатель целого ряда почетных наград и званий, в том числе «Заслуженный экономист Республики Башкортостан». Уже под ее руководством был подготовлен и в дальнейшем — принят Государственным Собранием — Курултаем РБ бюджет на 2019 год.

Документ сложный, отражающий все потребности времени, требовавший глубокой детализации и при этом — возможностей быстрого маневра и адекватного ответа на потенциальные вызовы. Его высоко оценил исполняющий обязанности Главы Республики Башкортостан Р.Хабиров: " Этот проект бюджета — очень сбалансированный, направленный на решение социальных вопросов. Впервые за многие годы мы заложили довольно существенные средства на социальную инфраструктуру. Наша бюджетная политика всегда будет строиться в интересах жителей республики. Каждый вложенный рубль должен работать на развитие и благоустройство районов и городов, повышение качества жизни людей. В юбилейном году мы сдадим десятки социальных объектов. Продолжим строить школы, детсады, больницы, поликлиники, ФАПы, культурные и спортивные центры. Этого курса будем придерживаться и дальше«.

В структуре расходов бюджета сохранены и значительно расширены все социальные приоритеты. По сравнению с параметрами ранее утвержденного трёхлетнего бюджета в новом проекте увеличен объём расходов на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, строительство, ремонт и оснащение социальных объектов, социальные выплаты населению, повышение безопасности и качества автодорог, поддержку села, улучшение жилищных условий людей.

Сто лет финансов — это целая эпоха. В нее вместились войны и революции, трудности и успехи, коренные переломы социально-экономической формации и становление нового облика страны. Подробно описать всю летопись «финансового столетия», сказать о каждом из тех, кто вписал свое имя в эти страницы — задача невероятно сложная.

Дело ведь не в совещаниях, бюджетах, трансфертах, облигациях или цифрах. Дело в том, что каждым днем, на каждом этапе нашей истории, без лишнего шума и пламенных лозунгов, делали свою ежедневную, трудную и чрезвычайно ответственную работу сотрудники финансовых органов республики. Сотни. Тысячи. День за днем. Год за годом. СТО лет подряд...

Поздравим их с праздником, пожелаем уверенности в своих силах, успешного труда и еще раз скажем простое человеческое спасибо.

Скачать статью в doc


Возврат к списку


Архив номеров

В архиве находятся все
вышедшие в свет номера журнала

Ознакомиться с архивом

Подписка

Будьте в курсе событий.
Получайте свежий номер первым

Электронная подписка

Социальные сети

Следите за новыми выпусками,
статьями и заметками.

Страница на Facebook